Мы уже отметили глубокие различия двух систем: китайской системы неравных се и системы равных местопребываний, значения которых были даны в предыдущей главе. Китайская система заслуживает того, чтобы уделить ей внимание.
К ней не применим термин Зодиак, так как Зодиак — это зона эклиптики, а китайцы основывали свою систему не на эклиптике, а на экваторе, что характерно для халдейско – греко - арабской традиции, наследницей которой является наша, европейская. Значит, говоря о лунном Зодиаке Дальнего Востока, мы не должны забывать о том, что он представляет собой полосу экватора, а не истинный Зодиак.
Неравенство этих се связано, конечно же, с колебаниями звездного влияния, а не с астрономическими причинами. Астрологическая основа этих разделений приводит в замешательство всех астрономов.
«Удивительно, — говорит Идлер [1]
, — что интервалы 28 китайских разделений так отличаются друг от друга: некоторые из них даже в древности составляли 2°42' экваториальной долготы, другие же, расположенные по соседству, — более 30°... Я так и не сумел открыть принцип, определяющий выбор этих звезд (то есть звезд, обозначающих границы се)».
Био полагает, что 20 се — это экваториальные звезды, соответствующие большим околополюсным, а остальные 8 являются отметками кардинальных позиций примерно для XXIV и XII веков до Р.Х. Это мнение, против которого нельзя выдвинуть ни одного возражения, так как оно основывается на многочисленных доказательствах, тем не менее не объясняет цели и смысла такого разделения. Вряд ли возможно, что столь сложная система создана лишь для того, чтобы получить удовольствие от перемещения на экватор околополюсных звезд, и что этот перенос не обусловлен более глубокими причинами, как, например, колебаниями влияний звезд.
Кроме того, все эти се, носящие имена звезд и созвездий (как некоторые западные и арабские МП), иногда проявляют очень чувствительные отклонения относительно больших околополюсных звезд — 2°, 3°, 4° и даже более.
Наконец, многочисленные тексты говорят о том, что причина этих неравных делений связана с астрологией. XVI МП Синь, например, считается «сердцем» лунного Зодиака, подобно тому как знак Льва является «сердцем» солнечного Зодиака. Нам остается установить, не связано ли поражение жизненной точки гороскопа в этом се (4°50' — 9°30' Весов) с болезнями сердца? В одном гороскопе из моей коллекции у человека, который страдал от хронического заболевания сердца, Асцендент находился как раз в этой части неба. Что это — совпадение?
Система неравных се представляется нам не слишком устойчивой. В некоторых документах 2 се объединяются (Сы-ма Цянь рассматривает Цань и Це как одно разделение), таким образом, это нам дает экваториальный Зодиак, состоящий из 27-ми знаков. Число 27 встречается и в других странах, например, у арабов и берберов.
С другой стороны, китайская система может рассматриваться как звездный Зодиак, зависимый больше от неподвижных звезд, чем от кардинальных точек, а смещение полюса объясняет изменение величины некоторых се, основанных на широтных звездах, происшедшее с течением времени.
Когда в 1683 г. по приказу императора Кань-хи иезуиты составили список координат звезд-определителей, П.Гобиль сказал: «Нужно было бы поместить Цань перед Це. Этого не было сделано в связи с необходимостью соблюдения порядка древнего каталога» [2]
. Действительно, согласно величинам долготы, естественный порядок должен быть следующим: Пи, Цань, Це, Цинь и так далее. Уже около 1280 г. Коте-кинь, измеряя долготу се Це, установил лишь величину 0°5', так как две звезды Це (ламбда Ориона) и Цань (дельта Ориона), устанавливающие границы этого МП, пересекали меридиан почти одновременно. Эти две звезды играют в китайской астрологии совершенно особую роль.
Китайскую систему можно вкратце изложить на основании следующей таблицы:
Китайское наименование | Созвездие | Прибл. долгота | Замечания |
I.Mao | Плеяды | 9°39' | Согласно Уитни, се Мао начинается с эта Тельца. Середина Мао-Пи от- мечена х Весов. |
2. Пи — Сеть | Телец | 18°6' | Согласно Уитни, это МП во всех древ- них системах связывалось с Альдебараном. |
3. Це | Голова Ориона | 2" 19' | Созвездие Ориона породило 2 се — Це и Цань. |
4. Цань — Воин | Орион | 2°48' | Звезды-определители Цань с течени- ем времени менялись, ими последовательно были альфа, гамма, дельта, дзета, эпсилон, каппа и бета Ориона. Отметим, что у арабов данное созвездие всегда было обозначено звездами созвездия Близнецов. |
5. Цинь — Колодец | Близнецы | 26С28' | Звезды-определители в разные эпохи менялись, но все они принадлежали к созвездию Близнецов. |
6. Куэй — Призрак | Рак | 8° | Согласно Л. де Соссюру, уже во время правления династии Хань астрологи не были в состоянии отличить друг от друга системы разных эпох — этим объясняются все пробелы в данной таблице. |
7.Ле — Ветка Ивы | | 22°40' | Отметим, что слово Ле имеет также значение остановка, останавливаться и что сразу же после летнего солнцестояния, которое завершает это се, Солнце изменяет направление. Значит, этимология названия этого МП подчеркивает остановку Солнца с момента начала его подъема в небе. |
8. Синь | Гидра | 9 | В наиболее древней системе 8-е се начиналось звездой альфа Гидры (Аль-фар) , в то время как 9-е обозначалось последовательно звездами каппа, ламбда, мю и другими из того же созвездия. |
9. Чань — Натянутый Лук | Гидра | 16°39' | |
10. И или Ий | Чаша | 15°20' | Согласно Уитни, это се начиналось последовательно звездами альфа, бета Чаши и так далее. |
11 . Чинь — Зависимость, Бремя | | 14°13' | Уитни предполагает, что начало этого МП находится в созвездии Ворона. |
12. Ке — Два Рога | Дева | 1Г18' | Эти се были обозначены, соответственно, Арктуром (Та Ке) и Спикой (Кань). Отметим, что Ке часто называется PrimumVer, так как звезда, которая носит это имя, служила знаком в Ли-Чуэн (термин, обозначающий небесный полудворец) , предшествующим равноденствию. |
13. Кань — Дракон Чен | Волопас | 9 | |
14. Ти - Основание | | 14°30' | Уитни предполагает, что во всех традициях это МП начинается в концах клешней Скорпиона. |
15. Фань — Квадрат | | 4°50' | Согласно Шлегелю, половина рас- стояния между Ти и Фань была отме- чена звездой А 766 Таури. |
16. Синь — Большой Огонь | Сердце Скорпиона | 4°40' | Фань и Синь нередко объединялись под именем Ха. |
17. Уэй — Хвост Дракона | Скорпион | 17°49' | Данная система показывает асимметрию между противоположными се. Согласно Био, асимметрия между И и XVII МП равна 9'; между III и XVIII — 26'; между VI и XX — 47'; между X и XXIV — 16'; между XI и XXV— ГГ. |
18.Ки — Сито | | 6°43' | Уитни считает, что начало данного МП находится в созвездии Стрельца. |
19.Теу — Черпак | Стрелец | 30°34' | |
20. Неу — Бык | | 6°50' | Уитни предполагает, что это МП начинается от созвездия Козерога, хотя у индусов соответствующее МП связывается с созвездием Лиры. |
21. Ню или Мо — Женщина | Орел | 9°40' | |
22. Хию — Хаос | Орел | 8°54' | |
23. Гей - Бездна | Водолей | 18°48' | Согласно Уитни, это се последовательно обозначалось звездами альфа Водолея, тэта и эпсилон Пегаса. |
24. Че — Здание или скорее Восточная стена Здания | Пегас | 16°4' | |
25. Пи или Тунг-Пи | Пегас | 12°10' | Согласно Л. Соссюру величина Пи равняется 18°6'. Отметим, что Че и Пи, как в Китае, так и в Индии, являются двумя половинами Пегаса. Китайская астрология представляет этот квадрат ритуальным зданием. |
26. Коэй — Большой Шаг | Аддромеда | 18°30' | Согласно Уитни, граница этого МП первоначально обозначалась звездой дзета Андромеды. |
27. Ле | Овен | 9°8' | Е. Шаванн переводит слово Ле словосочетанием «Корзина для уборки урожая». Идеограмма данного се — женщина, несущая на голове корзину с травой. |
28. Оэй — Чрево | | 15°20' | |
Эта таблица, хотя она не является полной и, скорее всего, содержит некоторые ошибки, так как синологи приводят разные истолкования слов, может дать нам представление о глубокой самобытности китайской системы. С другой стороны, несмотря на хорошо известный китайский традиционализм, данная система претерпела ряд изменений. Изучая историю китайской астрологии, мы встречаемся с целой серией реформ, обычно совпадающих с переменой династии. Иногда эти реформы полностью отметают установившиеся представления и доктрины, а так как жизнь Китая «управлялась» Небом, они отражались на обрядах и обычаях. Говорят, например, что почетное место, в зависимости от эпохи находилось то с правой, то с левой стороны. Итак, мы имеем право предположить, что все это является следствием постоянных изменений доктрины лунного Зодиака, в которой се равноденствия считалось то Мао, тоЛе-Уэй.
Отметим, что все се распределяются по 4-м группам:
Восточный Дворец, начинающийся с Ке, включает в себя 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18 се и имеет протяженность 70°50';
Северный Дворец включает в себя 19, 20, 21, 22, 23, 24 и 25 се, его протяженность составляет 101° 10';
Западный Дворец состоит из 26, 27, 28, 1, 2, 3 и 4 се, охватывая 75°40';
Южный Дворец включает в себя 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 се и имеет протяженность 112°20'.
Как мы видим, Дворцы носят имена противоположных кардинальных точек. Для нас, европейцев, отличительным признаком весны является положение Солнца в точке весеннего равноденствия, а для китайцев это время года обозначено, главным образом, полной Луной в осеннем равноденствии. Такая точка зрения, может быть, способна объяснить значение лунной астрологии в Небесной Империи в общем и лунных затмений — в частности.
Хотя это относится к области астрономии, а не астрологии, отметим мимоходом, что малые дворцы (весны и осени) находятся в соотношении 73 к 107 с большими дворцами, если следовать по экватору, если же следовать по эклиптике, то это соотношение будет 75 к 105, то есть здесь точно воспроизводятся отношения самого длинного дня солнцестояния и самой короткой ночи — на это обратил внимание Л. де Соссюр [3]
.
Каждый из кардинальных дворцов символизируется каким-то животным и цветом.
Весне соответствует Зеленый Дракон;
Лету — Красная Птица;
Осени — Белый Тигр;
Зиме — Черная Черепаха или Угрюмый Воин.
С точки зрения уранографии, Дракон и Тигр являются ничем иным, как Скорпионом и Орионом. Птица и Черепаха не имеют звездных соответствий, и та и другая должны занимать один из больших дворцов. Центральному дворцу — полярной области и символу абсолютного, метафизического и изначального центра — не приписываются ни цвет, ни символическое животное, так как он представляет собой мир знания.
Концепция пяти небесных дворцов, которым на земле соответствует Срединная империя, окруженная четырьмя кардинальными точками, — это ключ к китайской космологии и астрологии. Данная концепция может быть выражена на основании принципа, согласно которому каждое государство является завершенным образом неба и, если оно управляется преимущественно той или иной планетарной и зодиакальной доминантой, то в его частях можно обнаружить полный Зодиак. Например, Франция, без сомнения, находится под преобладающим влиянием знаков Льва и Овна; Париж связан со знаком Девы, Лазурный Берег — с Близнецами и т.д. Зодиакальная карта Парижа, опубликованная в 1912 Пиоббом в «Ежегоднике по изучению психики и оккультизму», дает ясное представление об этой концепции. На этом Зодиаке представлены соотношения разных районов Парижа с различными знаками, Зодиак показывает, что особенности того или иного городского района согласуются с природой того знака, которому соответствует данный район.
Китайская астрология, отличающаяся однородностью и символизмом, пытаясь проникнуть в суть вещей, рассматривает вселенную, государство и человека как органические единства. С помощью одного и того же ключа открывается тайна природы и определяется поведение императора, этот же самый ключ позволяет проникнуть в душу человека. Мы не будем углубляться в систему неравных се, так как это потребует от нас тщательного изучения вопросов о дворцах, о символизме неподвижных звезд, додекатомории и о зодиакальных знаках — китайская астрология сравнима со зданием, все части которого прилегают одна к другой и дополняют друг друга.
Понятие о связи разных частей может дать следующий пример. Знак Овна носит имя петух, так как эта птица своим криком объявляет о восходе Солнца и о наступлении утра, которое в дневном цикле представляет собой весну. Родившимся под его влиянием людям Овен дает воинственный характер. Мао символически представлено открытой дверью (дверью в весну и в жизнь), а осеннее равноденствие — дверью закрытой. Отсюда, женщина отмеченная Мао, не умеет хранить тайн, она легко раскрывается и очень похожа на открытую дверь, через которую можно увидеть внутреннюю обстановку помещения. Что же касается закрытой двери осеннего равноденствия, то она, наоборот, делает человека собранным, дает ему умение скрывать свои мысли и то, что происходит в его душе.
Заканчивая рассмотрение древнекитайской системы, добавим, что в астрологии она должна иметь большое значение, однако приспособление ее к нашим, западноевропейским, астрологическим методам — это еще более трудная задача, чем приспособление к ним системы индусов, ведь наша астрология является зодиакальной, в то время как эта система исключительно экваториальная.
Тем не менее, несмотря на то, что ее практическое приложение сопряжено с трудностями, мы сочли необходимым описать китайскую систему для того, чтобы познакомить читателя со всеми проблемами, связанными с лунной астрологией.
[1]
Цитата из книги Л. де Соссюра «Истоки китайской
астрономии».
[2]
Цитата из книги Л. де Соссюра «Истоки китайской
астрономии».
[3]
«Истоки китайской астрономии.».